Ямские колокольчики Вятской губернии
 
Новости
Персонал
Гостевая
Контактная информация
Mybells.ru
Лучшие сайты для коллекционеров
Первый русско-язычный сайт о страховых знаках
М.Н.Шершнёв  "Лит сей колокол"

Выдержки из статьи опубликованной в 2002 г. году в 10 томе Энциклопедии Земли Вятской)

В городе Невьянске некоторое время существовал колокололитейный завод, который принадлежал мещанину Василию Николаевичу Овчинникову. В 1782г. он отливает колокол в с.Васильевское, в 1804 г. для собора в Нолинске, в 1816 г. один колокол для села Васильевское. Его ученик и последователь Савой Стрижёв представил один колокол на Политехнической выставке в Москве в 1873 г. он получил серебряную медаль.

Колокола лили также в Уржуме. Уржумский краеведческий музей Н.Н.Арбузовой в газете 'Кировская искра' 14 апреля 1979 года сообщает: 'В городе Уржуме занимались литьём колоколов, так колокол весом 54 п 5 ф вылит в г. Уржуме на имя купца Шишкина'

Но всё-таки центром колоколитейного производства на Вятской земле, бесспорно, остался Слободской. Отдельным мастерам из других мест было не под силу конкурировать с династией Бакулевых. В советское время спроса на колокола не стало и Бакулевский завод был перепрофилирован в ремонтно-механический.

С развитием почтовой службы в России возникла необходимость в малом - ямском поддужном колокольчике, который в качестве сигнала, вытеснил рожок, оставшийся лишь эмблемой почты.

В 1836 году правительством был издан указ, где говорилось. 'Воспретить употребление колокольчиков всем тем, которые едут на собственных или вольнонаёмных лошадях, предоставив оные одной почтовой гоньбе и чиновникам земской полиции, следующим по обязанностям службы'. Однако этот запрет часто нарушался, какой же праздник обходился без катания на тройках с колокольчиком и бубенцами, будь то Масленица или свадьба.

Автор книги 'История отечественной почты' А.Н.Вигилев пишет о том, что если колокольчик появился тогда, когда появилась знаменитая тройка, то надо прежде всего выяснить, когда же родилась тройка. А родилась она тогда, когда ширина дороги позволила отказаться от старинного способа запряжки 'гусем' (цугом). Произошло это после создания новой (образцовой) почты в последней четверти ХIII века.

Первой из 'образцовых' была регулярная линия между Петербургом и Нарвой. В 1770 году 'главный над нарвскими почтами смотритель' полковник А.М.Волков составил 'Расписание в какое время по скольку почтовых лошадей в упряжке брать проезжающим по нарвской дороге по ново учрежденной почтовой ставке'. В 'Расписании' говорилось, что зимой с 1 декабря по 15 марта, летом с 15 мая по 15 сентября одному или двум проезжим полагалось впрягать в почтовые кибитки две лошади, троим проезжим -три. В остальное время года путешественнику полагалось 2 лошади, двум-3, трём-4. До этого, ни в одном официальном акте, не говорилось о упряжке в три лошади. Вскоре лошадей стали впрягать не цугом, а в ряд, в центре коренник, а по бокам пристяжные, родилась знаменитая русская тройка.

Существовали три мощных центра производства колокольчиков. Валдай (Новгородская губерния), Пурех (Нижегородская губерния) и наш Слободской. Хотя встречаются ямские колокольчики отлитые в Кунгуре, Елабуге, Касимове, Вологде, Рязани, Туле и других городах.

Факты говорят о том, что первые мастера из Валдая, которые ставили 'автографы' на своих колокольчиках - были Филип Терской и Алексей Смирнов (1802 г.). Это самые ранние датированные колокольчики, найденные у нас в стране.

Валдай не случайно стал родоначальником по отливке ямских колокольчиков, так как он стоял на главном почтовом тракте, соединявшем Москву с Петербургом, а также там было развито колоколитейное производство. В Слободском уже спустя четыре года освоили этот промысел.

В журнале 'Наука и жизнь' ?7 за 1982 год доктор технических наук А.К.Ганулич (г. Москва) пишет: 'Обратимся теперь к Слободскому, который, по всей вероятности, был исторически вторым центром производства поддужных колокольчиков. Ямские колокольчики часто называли поддужными, так как подвешивались они под дугой, но были также подшейные и седёлочные. Самый ранний из известных нам датированных слободских колокольчиков отлит Лукой Каркиным в 1806 году. Однако и здесь корни, по-видимому лежат глубже и связанны с колокольными заводами Никиты Бакулева и династии мастеров Каркиных'.

Да именно завод Бакулева и его мастера способствовали развитию нового промысла в Слободском.

Слободские мастера быстро освоили, говоря по-современному, новую продукцию. Появляются мастера ,о которых мы сейчас знаем не только по архивным материалам, но в большей степени, по своим колокольчикам, на которых можно прочитать их фамилии, дату отливки, центр литья. Так, на одном из сохранившихся изделий читаем: 'Завода Михаила Макушина в Слободском 1806г.'

На протяжении ХIХ века в г.Слбодском работали Михаил и Василей Макушины, Лука м Илья Каркины, Ивапн и Семён Шангины, Василий Бородин, Афанасий Катаев, Алексей и Василий Ситниковы, братья Поповы и другие. Кстати братья Поповы поначалу занимались производством медной посуды: кастрюль, подсвечников, рукомойников и, конечно, самоваров. Но видимо, уловив спрос, перешли на литьё колокольчиков. Их завод находился на Набережной улице (совр.ул. Володарского).

Каждый из братьев (их было четверо - Егор, Николай, Иван, Гаврила) специализировался на определённых операциях. Один занимался формовкой, другой- литьём, третий-обтачивал готовые колокольчики на точильном станке, четвёртый выковывал 'языки' из стали. Изделия Поповых отличаются приятным, чистым звоном, тонким литьём деталей декоров и надписей, многообразием изобразительных мотивов. Почти на всех колокольчиках Поповых можно встретить изображение герба города Слободского, который помещался не в верхней части тулова, как обычно, а в одном ряду с надписью в нижней части. Эта эмблема помещалась и на поддужных колокольчиках диаметром до 15 см, и на подшейных диаметром 5-8 см, причём надпись и герб подшейном колокольчике помещены на фоне растительного орнамента.

Вообще, каждое изделие, будь то многопудовый церковный колокол или миниатюрный подшейный колокольчик можно назвать произведением искусства. Мастер вкладывал в него не только уменье, но и душу. В этом убеждаешься изучая богатые коллекции Кировского и Слободского краеведческих музеев, других хранилищ и частных собраний. Так только в Кировском музее храниться более ста колоколов и колокольчиков разных заводов.

Мотивы оформления изделий очень разнообразны. Так на почти стопудовом колоколе для села Цепочкино Бакулевы отливают изображения святых и ангелов. На колоколе весом более 150 пудов для села Петровское кроме святых ещё отлит текст из Евангелия. Об этом сообщается в проспекте завода Бакулевых, изданном в Слободском в начале ХХ века.

В п.Суна при пожарной части долгое время висел колокол. При реконструкции здания его сняли. Колокол украшене четырьмя поясами растительного орнамента, иконами Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Надпись в два пояса гласит: '1880 года вылит сей колоколъ Вятской губернии при слободе Кукарке на заводе потомственной почётной гражданки Александры Константиновны Александровой. Мастер Константин Алексеевич Бакулев весу 11 пуд.18фун.'

Двухпудовый колокол этого же мастера находиться сейчас в пожарной части ?3 г. Кирова, также украшен поясами растительного орнамента.

Традиционным декором ямских колокольчиков было изображение Георгия Победоносца. Особенно он характерен для изделий братьев Поповых. Братья Алексей и Василий Ситниковы в декоративном оформлении использовали круглые орнаментальные щиты, медальоны. Очень интересен бронзовый колокольчик, украшен четырьмя медальонами с изображением велосипедиста и надписью: 'Алексей Ситников въ городе Слободскомъ 1880 года'

Илья и Лука Каркины (их изделия датируются 1806-1822 годами) в оформлении используют элементы растительного орнамента; то это пальметка (стилизованный листочек), то фоновая орнаментика.

Михаил и Василий Макушины (1806-1817гг.) часто помещали изображения орлов. Этот орнамент называли в народе 'орлики'. Орёл Михаила Макушина изображён сидящим с полураспущенными крыльями, с характерным поворотом головы в профиль, с атрибутами царской власти-скипетром, державой и короной, а в нижней части тулова надпись: 'Михаила Макушина въ Слободскомъ 1810 г.'

Василий Макушин отливает другую разновидность этого декора, орёл у него со щитом на груди, двуглавый, также с атрибутами царской власти, надпись расположена в нижней части.

Иван Шангин вообще отказывается от декора, всё украшательство он сводит к изменению формы колокольчика, отливая его в виде русского расклешённого приталенного сарафана, и надпись располагает в нижней части юбки сарафана, как бы подчёркивая орнамент оформления русского костюма. Колокольчик небольших размеров 7,5 см на 6,5 см, датируя его тоже 1817 годом. Можно предположить, что братья трудились на одном заводе и совместно разработали вышеописанную форму изделия.

На ямских колокольчиках также встречаются надписи, указывающие на назначение изделия, например: 'Звону много-веселей дорога', 'Звени утешай-ехать поспешай' Есть надписи зазывного, ярмарочного характера: 'Денег не жалей, со мной ездить веселей' или 'Купи не скупись-езди веселись'.

Интересен подарочный колокольчик Василия Бородина , на юбке он помещает двойную надпись: 'Кого люблю того и дарю. Лилъ сей колоколъ Василей Бородинъ слободской 1807г.' На колокольцах Василия Макушина и Луки Каркина так-же встречается эта надпись, да и на других заводах России отливали колокольчики с подобным текстом: 'Кого люблю того и дарю сей коло.' 'Кого люблю того и дарю сие подарка', 'Дарю сей колокольчикъ въ знакъ памяти' и т.д. Такие надписи указывают на подарочное значение вещи.

Василий Бородин отливает свои колокольчики не только из бронзы, но и из чугуна. В описи промыслов Вятской губернии за 1871 год говорится. 'В деревне Стулово чугунных колокольчиков произведено 2000 шт. проданы по цене 1,5-2 рубля за сотню.

Промысел возник давно, ввиду изобилия поблизости материалов- чугуна, чугуноплавильных заводов (имеется в виду чугуноплавильный завод в городе Слободском братьев Григория и Василия Косаревых-М.Ш.) . Упадка не замечается, работа производится в течение зимних месячцев. Сбыт в г.Вятку и Слободской.

Упадок стал замечаться к началу ХХв. Через губернию прокладывается железные дороги, почтовые тракты теряют значение, а значит сокращается спрос на звонкоголосый товар.

В конце ХIХ-начале ХХ вв. в Слободском работают всего два мастера по отливке ямских колокольчиков, это Василий Ситников и Василий Желваков, да ещё братья Поповы наряду с самоварами продолжали лить и колокольчики. Если в начале, середине и даже последней четверти ХIХ в. мастера стремились к разнообразию в декоративном оформлении, то на рубеже веков декор и даже наружные надписи исчезают, мы видим совершенно гладкие колокольчики. На некоторых мастера ставят свои фамилию и центр литья, но уже помещают её на внутренней поверхности, надпись более лаконична : 'Братья Поповы въ Слободскомъ', 'Василий Ситниковъ въ Слободскомъ', 'Мастеръ В.Ф.Желваковъ въ Слободскомъ', или просто инициалы 'В.Ф.Ж.'

Октябрьская революция положила конец производству - и церковные колокола-гиганты и поддужные колокольчики стали ненужными. В последнее время востребованность в этих изделиях вновь появилась, но не осталось на Вятке мастеров, сохранивших секрет производства, нет подходящего оборудования, а если по большому счёту, нет заинтересованности и особого желания в возрождении старинного промысла, снискавшего некогда славу нашему краю.

 

 

 
 Copyright © dugabellufo212@narod.ru 
BOXMAIL.BIZ - Конструктор сайтов
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов
RIN.ru - Russian Information Network 3